Дом детского творчества г. Верхнеуральска Челябинской области

Сайт педагога дополнительного образования

 Александровой Юлии Сергеевны     

 

Эссе

 

«Моя педагогическая философия»

Прошло чуть больше пяти лет!  Нет, не прошло, а пролетело! Мне нравится моя работа. Многие спрашивают: «А что там может нравиться, вы относитесь к дополнительному образованию и всё такое?», да может мы и дополнительное, за то ребята приходят в Дом детского творчества добровольно, сами, по собственному желанию и это, я считаю, большой плюс. Они готовы к творческим делам и порой делают такие замечательные работы, когда и не подумаешь, что это сделал ребенок восьми лет.

  Самое интересное - готовиться к урокам: придумывать для малышей из начальной школы что-нибудь сказочное, искать для ребят чуть по - старше что-то новое (они ведь подчас знают больше нас). Мне нравится начинать урок с улыбки, доброжелательным и теплым приветствием. Это помогает и мне, и ребятам быстрее настроиться на работу. Как иногда удивляют малыши своими мудрыми рассуждениями! Как  тщательно Ожерельева Алена готовится к  моему уроку, придумывает вопросы по теме  и ищет ответы на них, а потом задает мне эти вопросы на уроке. Она научила меня быть всегда готовой к непредвиденным ситуациям, к неожиданным вопросам моих почемучек. А как поначалу было нелегко с ребятами по - старше! Порой на уроках они задавали такие каверзные вопросы, а потом с интересом наблюдали, как же я на них отвечу, будто проверяли меня.  Но сейчас они ко мне прислушиваются.  Думаю, я выдержала проверку.

Для меня до сих пор все в новинку: каждый урок как частичка большой мозаики. Постепенно, очень медленно, складывается картинка моей педагогической философии. Что будет на этой картине?

На сегодня я поняла: нужно учить всех, обучая каждого. А все мои ученики такие разные! Чтобы найти подход к каждому, понять, как учить именно этого ребенка, нужно сначала изучить его. Я наблюдаю за ребятами во время урока и на перемене, пытаюсь понять, что интересно каждому из них, какие задания им нравится выполнять, а какие - вызывают затруднения. Одной из основ обучения в Доме детского творчества является личностно – ориентированная направленность. Совместно с другими коллегами проведена большая работа по изучению особенностей каждого ребенка. Например, я знаю, что Кузнецов Дима - аудиал, Александрова Настя – визуал, а Семенчук Лена - кинестетик; я знаю, как формируется их стиль  мыслительной деятельности. Знаю ещё, что у одних детей преобладают социальные мотивы, а у других - учебные; кого-то надо похвалить, а кого-то - призвать к долгу и ответственности. Это помогает построить урок так, что каждому ребенку на уроке будет интересно, каждый получит задание, с которым справится. Успешность ребенка важна для его самореализации, самовыражения. Каждый урок – маленькая победа над собой. И я чувствую радость ребенка, когда у него все получается, и радуюсь вместе с ним. Его успех – это результат моей работы!

 Я стараюсь объяснять учебный материал, учитывая, что все дети по-разному воспринимают информацию. Например, аудиалы лучше воспринимают информацию на слух, визуалы - воспринимают зрительную информацию. Кинестетикам –  нашим непоседам – нужно двигаться, выполнять задания у доски, например. У них лучше развито тактильное ощущение,  они хорошо выполняют задания на карточках.

Как сложную тему объяснить простым понятным языком? Я экспериментирую, пробую разные приемы: уложить объемный материал в емкую, но сжатую схему, составить алгоритм выполнения сложного задания, подобрать иллюстрирующие яркие, запоминающиеся примеры.

Оказывается, чтобы быть педагогом дополнительного образования,  недостаточно хорошо знать свой предмет. Самое главное - научиться эти знания передавать, а в идеале - научить детей добывать эти знания самостоятельно, направляя их, подсказывая верный путь. Для этого нужно быть очень чутким, терпеливым, тактичным, быть профессионалом своего дела.

Сколько моральных сил требуется мне, чтобы всегда оставаться невозмутимой, спокойной и в то же время требовательной и строгой. Не всегда получается сдерживать эмоции, подавить гнев и раздражение. Как научиться без повышения голоса поддерживать дисциплину, добиваться выполнения  своих  требований?

Найду ли я ответы на все эти вопросы? Думаю, да! Но я уверена, что пройдет время, и тогда передо мной встанут новые задачи. Наша профессия отличается тем, что мы должны успевать за временем. Тем не менее, я знаю точно, что, не взирая на время, я буду проносить через свою педагогическую деятельность мысль Л.Н. Толстого «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

                                          

Электронный образовательный ресурс Нижегородского института развития образования.
Ресурс создан по технологии "Конструктор e-Publish"
Используются технологии uCoz